avatar proatom

Про атом



подробнее...

Следить за персональным блогом


Автоматизированная система Промышленная безопасность и охрана труда

Обновления главной ленты блогов
Вконтакте Facebook Twitter RSS Почта Livejournal
Внимание

На нашем портале можно бесплатно публиковать информацию о своей компании, размещать товары и услуги и цены на них.
Ведите свой личный или корпоративный блог и его ежедневно увидят 30 тысяч посетителей нашего сайта.

29 августа 2018, 21:00

Век «Сурка» – приговор?


18 августа – годовщина вхождения в петлю очередного века Сурка

Д. А. Тайц, к.ф.-м.н.

День Сурка - известный фильм, в котором герой попадает во временнУю петлю рутинно-повторяющихся одних и тех же событий, круг, из которого нет возможности вырваться. Такого рода жизненную коллизию принято называть День Сурка.

Дух свободы… К перестройке

Вся страна стремится,

Полицейский в грязной Мойке

Хочет утопиться.

Не топись, охранный воин, -

Воля улыбнется!

Полицейский! Будь спокоен –

Старый гнет вернется…

16 февр. 1906 г. Саша Черный.

Ведущий исторический аспект этого общественного явления подразумевает появление изнуряющего осознания опостылого повторения, беспомощности на установку развития, угнетение позитивного мышления, сползание в состояние безволия и безнадежности. Возможно, понятие День Сурка применимо и к общественной, политической жизни государства, особенно в тех случаях, когда оно отгораживается от другого мира и устраивает свою жизнь на старых догматах и исторических мифологемах.

Потеря внешних контактов, усиление ритуальных форм поведения и деятельности, возведение в образцы старины, повторения общественной мантры о благости архаики, особого, сугубо собственного пути. Все это порождает аргументацию о несвободе, как необходимости для развития. Развитие… Как правило малоэффективные, болезненные рывки, постоянное напряжение в попытке наверстать отставание, а точнее показать себя равным и опасным тем, кого нагоняешь.

А если в обществе, уставшем от вековых длений Дней Сурка, наблюдается общественный подъем, то это, как правило, передышка от хождения по кругу или проявление Стокгольмского синдрома. Но, так или иначе, петля времени иногда разрывается, чтобы позволить затянуть себя следующим вековым хождением по кругу. Из века в век что-то подобное случается и с Россией. Беда в том, что на длительное время. И когда этот день все же завершается, после недолгой оттепели наступает новый Век Сурка или его продолжение.

Из века в век, начиная с ордынских времен, Русский Мир всегда существенно (сущностно) добровольно отгораживающийся от Запада (Эллино-Римской цивилизации или, правильнее, Римско-Германского мира), повторял примерно одну и ту же траекторию внутри своего особого, замкнутого пути. Эта петля, сплетенная из специфической крепостной свободы, важности корней (вместо права), народности (вместо демократии), самодержавия (вместо Конституции), православно- византийской традиции (вместо Латинской программы монастырского европейского школярства), царизм... Краткий курс Истории ВКПб тоже вместо Конституции, классовый критерий вместо права, пропаганда – как основа школьного образования, школа коммунизма, вождизм – это для предпоследнего Века Сурка.

Трансформация царистского Века Сурка в большевистский удивительна. Разговор Николая Первого с маркизом де-Кюстином в 1840 г. о планах строительства ж.д. и каналов вполне совпадает по пафосу и тематике с разговором Сталина и Фейхтвангера в 1939. Даты и термины – это вековые повторы. Оттепель, как политический термин введен не Эренбургом в 1957, а Тютчевым в 1860 (и даже был слышан при Павеле). Шестидесятники с тем же смыслом и в 20 и 19 веках. Крепостное освобождение при Хрущеве в 1956, а при Александре II – в 1861. Застой. Всегда мрачный и длительный застой. На фоне грандиозного законотворения. Океан писанного и не писанного. В 1937 даже Конституция. Произвол в виде Законов грандиозен в своей запретительной всепригодности и всеприменимости. Это в царистско-большевистской России. А в царской? Рабство, невнятно означенное, при Екатерине было обозначено законами.

Мадам, при Вас надиву порядок расцветет,// писали ей учтиво Вольтер и Дидерот,// лишь надобно народу, которому Вы Мать,// скорее дать свободу, скорей свободу дать!// …

Что последовало за этими пожеланиями? Да то, что было столетиями до и, по крайней мере, двумя столетиями позже, и как можно предположить, продолжится в нашем третьем столетии. Вот в этом особость и прелесть, сила и слабость Русской Истории. Она всегда царистская и этим предсказуема. В этом наша история похожа на науку, чем не может похвастаться непредсказуемая история Европы. Поразительно, как это точно предсказывали, видели, предвидели, до деталей и терминов наши Пророки. Например, Чаадаев. К нему Пушкин обращается: Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя. А вот сам Чаадаев, 1829 год: Иногда кажется, что Россия предназначена только тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить, и чего не надо делать… История ее мрачна, а будущее сомнительно. Ну а 1929? Так чего же не надо было делать? Ликвидировать НЭП, троцкистов, интеллигенцию, крестьянство?... Пушкин, друг Чаадаева 1826 в письме Вяземскому:

Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я и месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и бл…. – то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне Онегина я изобразил свою жизнь. Когда-нибудь прочтешь и спросишь: где поэт? – В ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не возвратится…

В письме своему другу А.И.Тургеневу Пушкин пишет, что мечтает дышать чистым европейским воздухом, называя Россию родной Турцией, а Петербург Северным Стамбулом. Потрясающе, как из 19 века прозорливый гений воспроизвел доминантную линию мышления 60-х советской эпохи!

Поражает провиденциальное видение Гоголя из 1834 года:

Записки сумасшедшего (грезы, как определяли современники). Мелкий, посредственный чиновник, титулярный советник в 2000 (!) году становится (отыскался) королем Испании. (С Испанией иногда сравнивали Россию, имея в виду 3-е отд. и инквизицию). Хорошо, что не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мной все открыто. Теперь я вижу все, как на ладони. Например: Я открыл, что Китай и Испания – совершенно одна и та же земля, и только по невежеству их считают за разные государст

Источник: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8186